Закон об усмирении авиадебоширов будет принят в начале 2017 года
03.07.2018Госдума в январе — начале февраля 2017 года примет закон, который разрешит авиакомпаниям создавать черные списки авиапассажиров, нарушивших порядок на борту во время полета. Документ также позволит обеспечить экипаж самолета специальными средствами и наручниками для усмирения авиадебоширов, которым будут грозить и крупные штрафы, сообщил ТАСС председатель профильного комитета нижней палаты парламента по транспорту и строительству Евгений Москвичёв («Единая Россия»).
«Будем его (законопроект о чёрных списках авиапассажиров) в январе, максимально — в начале февраля принимать во втором-третьем чтении», — сказал парламентарий. По его словам, уже подготовлен черновой текст ко второму чтению. «Рабочая группа отработала, и мы начинаем согласовывать законопроект с правовым управлением Госдумы, с Государственно-правовым управлением президента РФ», — уточнил Москвичёв.
Речь идёт о поправках в Воздушный кодекс РФ, внесённых депутатом от ЛДПР Ярославом Ниловым, которые предусматривают наделение перевозчика правом в одностороннем порядке отказывать в заключении договора воздушной перевозки лицу, допустившему за последние пять лет нарушение правил поведения на борту воздушного судна, создавшему угрозу безопасности полёта либо угрозу жизни пассажиров, а также не выполнившему распоряжений командира экипажа самолёта. Кроме того, законопроектом предлагается предоставить авиакомпаниям право официально публиковать списки авиадебоширов.
Глава профильного комитета Госдумы подчеркнул, что одна из целей будущего закона — дать право командиру экипажа принимать меры для усмирения авиадебоширов. «Мы ставим задачу, чтобы, как только появляется авиадебошир, командир воздушного судна имел право выполнять те инструкции и принимать те меры, которые мы ему прописываем», — отметил он. Для этого, пояснил депутат, экипаж на борту будет снабжён специальным оборудованием и наручниками.
Читайте также: Росавиация готовит жёсткие меры по борьбе с авиадебоширами
В отношении нарушителя будет составляться протокол в двух или трёх экземплярах. «Один экземпляр будут вручать пассажиру. После этого авиакомпании должны будут включить его (пассажира) в список, который за подписью первого лица авиакомпании будет направлен в Росавиацию, где будет формироваться единый реестр авиадебоширов», — рассказал Москвичев.
При этом, по словам парламентария, в Кодексе РФ об административных правонарушениях и Уголовном кодексе будут предусмотрены штрафы за нарушения порядка на борту самолёта. «Штрафы будут серьёзные, потому что сегодня лишняя посадка воздушного судна стоит минимум 1,5 млн рублей», — добавил он. «Не нравится пассажиру, что его включили в чёрный список, — пусть идёт в суд и защищает свои права», — заключил глава профильного комитета.
История вопроса
Автор законопроекта, депутат от ЛДПР Ярослав Нилов сказал, что его поправки были внесены в Госдуму в 2012 году. «Без политического решения, без политической воли и серьёзной заинтересованности со стороны правительства вопрос шёл очень тяжело», — отметил он, добавив, что «процесс был запущен» после встречи президента Владимира Путина с генеральным директором компании «Аэрофлот» Виталием Савельевым.
В конце сентября этого года глава государства на встрече Савельевым согласился с предложением ужесточить ответственность авиадебоширов. Руководитель авиакомпании, в частности, сообщил тогда Путину, что внутренний чёрный список «Аэрофлота» уже вырос до 3090 человек.
При этом разработчик поправок выразил благодарность Минтрансу и комитету Госдумы по транспорту и строительству за поддержку его инициативы, которые, на его взгляд, «были изначально заинтересованы в реализации предложений». «Кстати, компания «Аэрофлот» на самых ранних этапах публично заявляла о своей поддержке», — напомнил также депутат.
Нилов подтвердил, что закон «будет принят полностью в январе-феврале». «Хотелось бы, чтобы в России скорее была реализована практика, которая давно действует в развитых странах», — подчеркнул он.
На его взгляд, важно предоставить возможность именно авиакомпаниям составлять чёрные списки авиапассажиров. «Для авиакомпании все пассажиры — это клиенты. Но при этом авиакомпания заинтересована, чтобы пассажиры чувствовали себя безопасно, надёжно, комфортно», — заключил либерал- демократ.