Штурмовик Ил-2 — к очередной годовщине первого полёта первого серийного образца
03.07.201810 марта 1941 года на воронежском авиазаводе №18 совершил первый полёт первый серийный одноместный бронированный штурмовик Ил-2 с мотором АМ-38. Самолёт поднял в небо начальник лётно-испытательной станции завода, лётчик-испытатель майор К. К. Рыков.
До начала Великой Отечественной войны завод успел выпустить всего 249 самолётов. До 5 ноября 1941 года, когда завод начал эвакуацию в Куйбышев (сейчас Самара), было выпущено 1134 штурмовика.
Первоначально штурмовик проектировался двухместным, но было сочтено целесообразным серийно самолёт строить в одноместном варианте. Опыт первого года войны показал, что одноместному штурмовику трудно отражать атаки вражеских истребителей с задней полусферы. Успехам на фронте сопутствовали очень большие потери. И в середине 1942 года, после многочисленный пожеланий лётчиков штурмовой авиации, конструкторы вернулись к двухместному варианту машины.
Крупнокалиберный пулемёт на задней подвижной установке усилил оборону Ил-2 от атак истребителей и позволил несколько расширить диапазон боевого применения самолёта. С 1942 года заводы выпускали Ил-2 с двигателем АМ38Ф в 1720 л. с. Улучшенная аэродинамика и более мощный двигатель позволили и при возросшем взлётном весе (в зависимости от бомбовой нагрузки от 5873 до 6360 кг) обеспечить штурмовику максимальную скорость до 420 км/час.
Было усилено и вооружение самолёта. Два из четырёх пулемётов заменили 20-мм, а затем и более крупного калибра пушками ВЯ-23. В состав бомбовой нагрузки стали включать специальные противотанковые бомбы кумулятивного действия.
В то время ни одна армия мира не имела даже приблизительно равного Ил-2 по боевым качествам самолёта-штурмовика.