80 лет со дня первого полёта самолёта ЦКБ-30 «Москва»
03.07.201816 мая 1938 года состоялся первый полёт рекордного самолёта ЦКБ-30 «Москва». Пилотировал самолёт заслуженный лётчик-испытатель СССР, дважды Герой Советского Союза Владимир Константинович Коккинаки.
ЦКБ-30 — модификация дальнего бомбардировщика ДБ-3, разработанного в ОКБ-39 под руководством С. В. Ильюшина. В 1940 году модификация ДБ-3Ф получила название Ил-4. В СССР на четырёх заводах было построено 5256 самолётов Ил-4.
В конструкцию самолёта ЦКБ-30 в отличие от серийного ДБ-3 были внесены изменения – доработан фонарь кабины штурмана, снято вооружение, а вместо него в бомбоотсеке и кабине стрелка установлены дополнительные топливные баки. Общий запас топлива обеспечивал беспосадочный полёт дальностью свыше 8000 км.
Кабины лётчика и штурмана оснащались наиболее совершенным в то время пилотажно-навигационным и радиосвязным оборудованием, а также необходимым запасом жидкого кислорода с соответствующим комплектом кислородных приборов.
Полтора месяца спустя, 27 – 28 июня 1938 года, характеристики ЦКБ-30 «Москва» были подтверждены. Владимир Коккинаки и штурман A. М. Бряндинский выполнили дальний перелёт на рекордном самолёте, приземлившись в городе Спасск-Дальний, недалеко от Владивостока. Расстояние 7580 км было пройдено за 24 часа 36 минут при средней скорости 307 км/ч, и это был мировой рекорд скорости.
28 апреля 1939 года лётчик В. К. Коккинаки и штурман М. X. Гордиенко на самолёте «Москва» совершили новый рекордный полёт в США. Менее чем за сутки, за 22 часа 56 минут, они преодолели 8000 км (6515 км по прямой) со средней скоростью 348 км/ч. Для того времени это было выдающимся достижением. С 1959 года этот маршрут стал использоваться для регулярных беспосадочных перелётов из Москвы в Нью-Йорк и обратно.
Учитывая заслуги В. К. Коккинаки как первооткрывателя кратчайшего пути между Европой и Америкой, Международный комитет авиации и космонавтики (ICCA) в 1965 году наградил его бриллиантовым ожерельем «Цепь пионера розы ветров».