4 июля 1957 состоялся первый полёт пассажирского самолёта Ил-18
03.07.2018Самолёт Ил-18 – четырёхмоторный турбовинтовой лайнер для авиалиний средней протяженности, созданный под непосредственным руководством С.В. Ильюшина. Это самолёт стал самым массовым в своём классе первого поколения пассажирских лайнеров с газотурбинными двигателями, воплотив в себе все основные черты современного пассажирского самолёта, и к тому же самым рентабельным.
История Ил-18 началась в 1946 году, когда в ОКБ был разработан самолёт Ил-18 с поршневыми двигателями для перевозки 66 пассажиров, однако в серию эта машина не пошла т.к. к началу 50-х стало ясно, что самолёты с поршневыми двигателями уже не удовлетворяют бурному росту авиаперевозок, и требуются более вместительные и скоростные лайнеры. К тому же появились и технические предпосылки для создания таковых – были созданы и освоены принципиально новые газотурбинные двигатели (ГТД). Первым советским пассажирским самолётом с ГТД стал Ту-104 в 1956 году, но он был переделан из бомбардировщика Ту-16, и его экономичность была на низком уровне, что не удовлетворяло требованиям «Аэрофлота».
Ильюшин же отстаивал идею создания нового именно специализированного пассажирского самолёта и ставил перед конструкторами КБ задачу создать массовый пассажирский самолёт, позволявший обеспечить цену билета на полёт не дороже проезда в купированном вагоне железной дороги, и его разработка началась в ОКБ в 1954 году.
25 мая 1956 года было принято постановление Совета Министров СССР № 703—404 о создании пассажирского самолёта Ил-18 с четырьмя турбовинтовыми двигателями. Эскизный проект Ил-18 был утверждён С. В. Ильюшиным 26 августа 1956 года,а в сентябре этого же года началась постройка первого опытного самолёта.
Первый полёт опытный Ил-18 совершил 4 июля 1957 года – с Центрального аэродрома им. М.В. Фрунзе на лётную базу в город Жуковский его перегнал Владимир Коккинаки. Кстати, другой турбовинтовой пассажирский «первенец», Ту-114, совершил свой первый полёт на полгода позже. Ил-18 имел пассажировместимость 75 человек, а грузоподъёмность 12 т.
В 1958 году был создан вариант Ил-18А со взлётной массой 58 тонн и увеличенным до 89 мест пассажирским салоном. Это была первая серийная модель, однако из-за ненадёжной работы двигателей НК-4 с января 1959 г. эксплуатация самолётов Ил-18А была прекращена. Модификация Ил-18Б с более надёжными двигателями АИ-20 конструкции А. Г. Ивченко, с увеличенной с 12 до 14 тонн полезной нагрузкой и увеличенной взлётной массой до 61,5 тонн появилась уже в том же 1958 году. 20 апреля 1959 года состоялись два первых пассажирских рейса Ил-18 по маршруту Москва — Адлер и Москва — Алма-Ата.
За создание Ил-18 Ильюшину и его группе конструкторов в 1960 году была присуждена Ленинская премия.
Ил-18 стал массовым и основным самолётом «Аэрофлота». Совершенная для того времени аэродинамическая компоновка обеспечила ему высокие лётно-технические характеристики. Среди обывателей он прослыл «самым надёжным самолётом» и летал как на внутренних, так и на международных воздушных трассах, а также эксплуатировался во многих авиакомпаниях других государств. С годами в ОКБ создавались и другие модификации Ил-18, отличавшиеся повышенным уровнем комфорта и использованием более совершенного пилотажно-навигационного оборудования. Кроме пассажирских Ил-18, были разработаны и запущены в производство грузовые, патрульные самолёты, а также варианты для Советской Армии, а потом и для Российской армии — самолёт РЭБ Ил-20, воздушный командный пункт Ил-22, самолёт ледовой разведки Ил-24, противолодочный Ил-38.
В 1960 году был создан Ил-18В, который отличался повышенным уровнем комфорта и использованием более совершенного пилотажно-навигационного оборудования. Позднее один из самолётов этой модификации был переоборудован для полётов в Антарктиду. В салоне самолёта были установлены дополнительные топливные баки, которые давали общий запас топлива 31 000 литров. Саму трассу «Москва — Антарктида» обслуживали Ил-18, которые летали в небе Африки, попутно выполняя пассажирские и грузовые перевозки на местных авиалиниях.
Всего за годы серийного производства (1959-1978) было построено 719 самолётов, в том числе 564 пассажирских, остальные – специализированные. На Ил-18 установлено 20 мировых рекордов дальности полёта и высоты с различной полезной нагрузкой.
Этот самолёт положил начало широкому развитию международных авиалиний «Аэрофлота» и массовому авиаэкспорту. Ведь по своей экономичности, уровню комфорта и безопасности Ил-18 неизменно вызывали интерес на мировом рынке и пользовались широким спросом — для 17 иностранных компаний было построено свыше 100 таких самолётов. До середины 1970-х Ил-18 оставался основным дальне– и среднемагистральным лайнером в СССР, а затем его «сменили» Ил-62 и Ту-154.
Массовое списание остававшихся в эксплуатации машин началось в начале 1980-х, но в основном – пассажирских, для отдельных задач самолет использовался еще долго, в частности, в спасательных операциях по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и землетрясения в Спитаке.
Коммерческая эксплуатация Ил-18 в нашей стране фактически прекратилась только в 2002 году, когда распоряжением Минтранса перевозки пассажиров на Ил-18 в гражданской авиации России были запрещены.
И по данным на конец 2010 года Ил-18 эксплуатируется только ВВС РФ и в спецназначении. Кстати, в ряде российских городов Ил-18 установлены памятники, а еще его можно увидеть во многих кинофильмах 1960-1970-х годов.